Комьюнити и центр компетенций по цифровизации пищевой отрасли
Обучение, консалтинг, аналитика

7 препятствий на пути цифровизации пищевой отрасли и как их преодолеть?

Александр Пискарев

IT-директор агрохолдинга КОМОС ГРУПП

  • Более 8 лет опыта работы в пищевой отрасли в роли CDTО (Молвест, Молочные продукты РУСАГРО, Эконива)
  • Опыт внедрения ERP, MES, WMS, MDM, ESB, BI
  • Лидер стрима АПК в клубе ИТ и Digital-директоров «я-ИТ-ы»

В современных реалиях рынок претерпевает динамичные изменения: растут требования государства по усилению цифровизации (маркировка, ГИС Меркурий, информационные системы закупок, ГИС Зерно, ГИС Сатурн), уходят технологические партнеры. Это факторы, на которые мы повлиять не можем – можем только принять, поэтому на них останавливаться не стану. Расскажу о препятствиях, которые находятся в сфере нашего влияния.

ХАЙП

О цифровизации сегодня говорят на всех уровнях, однако, не всегда при этом задаются вопросом – куда мы идем? Ведь цифровизация нужна не ради цифровизации, а ради решения задач бизнеса. Поэтому, планируя изменения, в первую очередь необходимо понять:

  1. Задачи бизнеса
  2. Целевую картину
  3. Этапы ее достижения

ПОПЫТКА РЕАЛИЗОВАТЬ ВСЕ НА ОДНОМ РЕШЕНИИ

Получить некую золотую пулю для решения всех ИТ задач – звучит соблазнительно. И, наверное, небольшому заводу она даже доступна. Однако, если предприятие работает 24х 7, то, имея единую точку отказа, сильно рискует при таком подходе.

Рекомендация:

Построение IT-архитектуры (и плана проектов на ее основе).

ГОНКА ЗА ТЕХНОЛОГИЯМИ САМИМИ ПО СЕБЕ

Рынок сегодня пестрит призывами: давайте внедрим искусственный интеллект, машинное обучение и т.д.

Эти инструменты действительно могут дать бизнесу многое, но есть золотое правило: мусор на входе – мусор на выходе. Обладаете ли вы чистотой данных?

Рекомендации:
1. Выбор партнера с отраслевой экспертизой (партнер должен иметь опыт эффективного применения данной технологии в рамках отраслевой специфики)
2. Решение конкретной бизнес задачи (внедряя ту или иную технологию, мы должны понимать, что она может дать бизнесу)

ЖЕЛАНИЕ НАЙТИ УНИВЕРСАЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ И РЕШЕНИЕ

Опыт работы с различными предприятиями говорит мне о том, что универсальной стратегии не существует.

Рекомендация:

Разработка индивидуальной дорожной карты.

Каждый раз в зависимости от ландшафта, интересов бизнеса, его текущих возможностей, разрабатывается своя карта достижения целей и своя стратегия.

Для этого необходимы:

  • оценка болей (какие задачи стоят перед предприятием и какие из них необходимо решить в первую очередь)
  • оценка возможностей (на что сейчас есть ресурсы – временные (как бизнес заказчиков, так и ваши), материальные, финансовые)
  • оценка бизнес-партнеров (об этом будет отдельный пункт)

ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ

Активности, продиктованные требованиями со стороны государства (Меркурий, маркировка и чего еще там только нет) сильно отбирают силы ИТ специалистов. Отсюда рекомендация – выстраивание партнерских отношений с интеграторами.

Важное примечание: интегратор должен обладать отраслевой экспертизой и самостоятельно понимать, что нужно предприятию, а не просто закрывать человеко-часы и «кодить» все, что ему скажут

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР БИЗНЕС-ПАРТНЕРА

«Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». ©
Зачастую бывает, что бизнес-партнер внутри вашего бизнеса либо сопротивляется неким внедрениям, либо сознательно их торпедирует.

Рекомендация: оценка партнеров.

Бизнес-партнера можно оценить по наличию времени и энергии, готовности лезть в операционные детали, готовности брать ответственность за достижение результата и за свой коллектив.

«Опираться можно только на то, что сопротивляется». ©
Поймите бизнес-партнера, с которым идете в тот или иной проект. Поймите, почему он сопротивляется, преодолейте это сопротивление и превратите его в союзника. Только поняв, какую задачу он хочет решить, его потребности, вы сможете выстроить с ним стратегию эффективного взаимодействия.

ПОНИМАНИЕ ФУНДАМЕНТА (НСИ, ОПЕРАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ)

У проектов цифровизации предприятия есть два самых главных фундамента – НСИ и операционные бизнес-процессы, которые должны быть регламентированы, описаны, зафиксированы.

Рекомендация – подходя к какому-то новому проекту (будь то планирование, производство, логистика или что-то еще), параллельно проверять, что у вас с НСИ и инициировать сервисные проекты по качеству данных и обследованию бизнес-процессов. Эти проекты за вас никто не сделает.

В заключении хочется дать совет:

Один в поле не воин. Ищите союзников как на стороне партнеров, так и внутри бизнеса. Работайте со всей энергией и все у вас получится!

Оставить комментарий

Стать партнёром

Для ИТ компаний

Хотите стать партнером проекта Digital4food?

Оставляйте заявку
Для пищевых предприятий

Хотите получать полезную информацию?

Присоединяйтесь
Для пищевых предприятий

Хотите делиться экспертизой?

Оставляйте заявку