Комьюнити и центр компетенций по цифровизации пищевой отрасли
Обучение, консалтинг, аналитика

7 препятствий на пути цифровизации пищевой отрасли и как их преодолеть?

Александр Пискарев

IT-директор агрохолдинга КОМОС ГРУПП

  • Более 8 лет опыта работы в пищевой отрасли в роли CDTО (Молвест, Молочные продукты РУСАГРО, Эконива)
  • Опыт внедрения ERP, MES, WMS, MDM, ESB, BI
  • Лидер стрима АПК в клубе ИТ и Digital-директоров «я-ИТ-ы»

В современных реалиях рынок претерпевает динамичные изменения: растут требования государства по усилению цифровизации (маркировка, ГИС Меркурий, информационные системы закупок, ГИС Зерно, ГИС Сатурн), уходят технологические партнеры. Это факторы, на которые мы повлиять не можем – можем только принять, поэтому на них останавливаться не стану. Расскажу о препятствиях, которые находятся в сфере нашего влияния.

ХАЙП

О цифровизации сегодня говорят на всех уровнях, однако, не всегда при этом задаются вопросом – куда мы идем? Ведь цифровизация нужна не ради цифровизации, а ради решения задач бизнеса. Поэтому, планируя изменения, в первую очередь необходимо понять:

  1. Задачи бизнеса
  2. Целевую картину
  3. Этапы ее достижения

ПОПЫТКА РЕАЛИЗОВАТЬ ВСЕ НА ОДНОМ РЕШЕНИИ

Получить некую золотую пулю для решения всех ИТ задач – звучит соблазнительно. И, наверное, небольшому заводу она даже доступна. Однако, если предприятие работает 24х 7, то, имея единую точку отказа, сильно рискует при таком подходе.

Рекомендация:

Построение IT-архитектуры (и плана проектов на ее основе).

ГОНКА ЗА ТЕХНОЛОГИЯМИ САМИМИ ПО СЕБЕ

Рынок сегодня пестрит призывами: давайте внедрим искусственный интеллект, машинное обучение и т.д.

Эти инструменты действительно могут дать бизнесу многое, но есть золотое правило: мусор на входе – мусор на выходе. Обладаете ли вы чистотой данных?

Рекомендации:
1. Выбор партнера с отраслевой экспертизой (партнер должен иметь опыт эффективного применения данной технологии в рамках отраслевой специфики)
2. Решение конкретной бизнес задачи (внедряя ту или иную технологию, мы должны понимать, что она может дать бизнесу)

ЖЕЛАНИЕ НАЙТИ УНИВЕРСАЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ И РЕШЕНИЕ

Опыт работы с различными предприятиями говорит мне о том, что универсальной стратегии не существует.

Рекомендация:

Разработка индивидуальной дорожной карты.

Каждый раз в зависимости от ландшафта, интересов бизнеса, его текущих возможностей, разрабатывается своя карта достижения целей и своя стратегия.

Для этого необходимы:

  • оценка болей (какие задачи стоят перед предприятием и какие из них необходимо решить в первую очередь)
  • оценка возможностей (на что сейчас есть ресурсы – временные (как бизнес заказчиков, так и ваши), материальные, финансовые)
  • оценка бизнес-партнеров (об этом будет отдельный пункт)

ВЫСОКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ

Активности, продиктованные требованиями со стороны государства (Меркурий, маркировка и чего еще там только нет) сильно отбирают силы ИТ специалистов. Отсюда рекомендация – выстраивание партнерских отношений с интеграторами.

Важное примечание: интегратор должен обладать отраслевой экспертизой и самостоятельно понимать, что нужно предприятию, а не просто закрывать человеко-часы и «кодить» все, что ему скажут

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР БИЗНЕС-ПАРТНЕРА

«Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». ©
Зачастую бывает, что бизнес-партнер внутри вашего бизнеса либо сопротивляется неким внедрениям, либо сознательно их торпедирует.

Рекомендация: оценка партнеров.

Бизнес-партнера можно оценить по наличию времени и энергии, готовности лезть в операционные детали, готовности брать ответственность за достижение результата и за свой коллектив.

«Опираться можно только на то, что сопротивляется». ©
Поймите бизнес-партнера, с которым идете в тот или иной проект. Поймите, почему он сопротивляется, преодолейте это сопротивление и превратите его в союзника. Только поняв, какую задачу он хочет решить, его потребности, вы сможете выстроить с ним стратегию эффективного взаимодействия.

ПОНИМАНИЕ ФУНДАМЕНТА (НСИ, ОПЕРАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ)

У проектов цифровизации предприятия есть два самых главных фундамента – НСИ и операционные бизнес-процессы, которые должны быть регламентированы, описаны, зафиксированы.

Рекомендация – подходя к какому-то новому проекту (будь то планирование, производство, логистика или что-то еще), параллельно проверять, что у вас с НСИ и инициировать сервисные проекты по качеству данных и обследованию бизнес-процессов. Эти проекты за вас никто не сделает.

В заключении хочется дать совет:

Один в поле не воин. Ищите союзников как на стороне партнеров, так и внутри бизнеса. Работайте со всей энергией и все у вас получится!

Оставить комментарий