2023й – окно возможностей для вендоров и время мук для потребителей ИТ-решений. А что нам готовит 2024й?
И снова про цифровизацию.
В этой статья я расскажу о том, что беспокоило производителей продуктов питания в 2023 году больше всего.
Не будем говорить про конкретные продукты – это по части интеграторов. Посмотрим шире. Выделим три ключевых итога-характеристики 2023 года, а также три ключевых направления, в которых, как нам видится, будет двигаться отрасль в 2024 году.
Итоги-2023
Рост спроса на цифровизацию пищевой промышленности
Почему именно сейчас? Помимо самого факта развития пищевой промышленности как такового, драйверов у этого тренда несколько.
- У бизнеса есть отложенный спрос на цифровизацию. Интерес начал нарастать еще в 2021ом, когда предприятия вынужденно находились в состоянии ожидания, и вот, наконец, выплеснулся на интеграторов.
- Активная грантовая поддержка со стороны РФРИТ. Причем как вендоров, так и самих предприятий, внедряющие у себя ИТ-новшества.
- Появление все новых и новых внешних требований. Кроме того, по Меркурию и Честному знаку это не только внедрения, но и перевнедрения решений.
- «1С:ERP» и близость 2026 года, когда «1С:УПП» и продукты на ее платформе перестанут поддерживаться.
- Появление проекта «Эффективность.рф» и возможность получения бесплатной консалтинговой помощи как стартового шага для дальнейшей цифровизации.
Рост количества новых решений и усложнение процесса выбора
И суть тут вовсе не в том, что спрос рождает предложение.
Приведем пример. Если раньше перед предприятием вставала задача автоматизировать бизнес-аналитику, то варианта было два: Клик (его выбирали в основном крупные компании) и Power BI (для среднего сегмента предприятий). Сейчас оба этих решения находятся в высокой зоне риска, т.к. являются продуктами западных вендоров, соответственно, надо выбрать что-то отечественное. Но дело в том, что ни одно из отечественных решений на сегодняшний день не имеет такой репутации и уровня доработанности, как решения, которые ушли с рынка. Отсутствие явно выраженных лидеров сильно усложняет процесс выбора и увеличивает ответственность, лежащую на тех, кто его делает.
Мода на искусственный интеллект
Тренд на искусственный интеллект уверенными шагами входит в большинство отраслей промышленности. Пищевая – не исключение. Раньше запрос со стороны бизнеса чаще всего звучал как: «У нас есть проблема. С помощью каких инструментов можно ее решить?» Сейчас: «Мы хотим использовать современные технологии. А где их можно у нас применить?»
В реальности применение искусственного интеллекта в пищевой промышленности практикуется в части видеоаналитике, (уже довольно широко), и для решения задач прогнозирования (в первую очередь спроса, но не только).
Прогнозы-2024
Рост востребованности отраслевой специализации решений
Количество ИТ проектов, которое стартуется на предприятиях, растет. Растет при этом и количество продуктов, которые можно в них использовать. Адаптация универсальных решений под специфику своей отрасли требует существенных временных и финансовых вложений. В большем количестве решаемых задач выбор отраслевого решения, которое позволит достичь результата в разумные сроки и с разумными бюджетами – не прихоть, а вынужденная необходимость для бизнеса.
Рост спроса на внедрение MDM-систем и интеграционные проекты
Проекты масштабируются, количество внедряемых систем растет. ИТ-ландшафты предприятий усложняются и требуют обеспечения качественными нормативными данными для возможности горизонтальной интеграции между системами, с одной стороны, и вертикальной консолидации данных, чтобы использовать их для анализа, с другой. Соответственно, в следующем году мы видим большой рост спроса на решения класса MDM и связанные с этим интеграционные проекты. И как следствие – дефицит ресурсов для решения этих задач.
Рост ценности отраслевых комьюнити
Темпы реализации изменений на предприятиях растут, соответственно, времени на то, чтобы изучать варианты решения каждой конкретной задачи и принимать выверенные алгоритмические решения, становится все меньше. Помочь в такой ситуации может только обращение в комьюнити, где профессионалы отрасли из разных ролей объединяют свои компетенции. В одиночку не получится исследовать все, что есть в рынке. Чтобы принимать правильные решения, нужно опираться друг на друга.
Всех, кто еще не присоединился к сообществу Digital4food в этом году, приглашаем сделать это сейчас. Доступ к лучшим практикам рынка позволит вам принимать взвешенные решения о выборе решений и старте тех или иных проектов.
Ссылка на вступление в телеграм-чат @Digital4food