Комьюнити и центр компетенций по цифровизации пищевой отрасли
Обучение, консалтинг, аналитика

Честные ответы на вопросы о планировании производства

В июне Digital4food организовал онлайн встречу компаний Константа и Datanomics на тему «Прогнозирование продаж и планирование производства: граница, технологии, возможности инструментов цифровизации».

В дискуссии приняли участие: 

  • Анна Племяшова, директор Datanomics.
    18+ лет опыта в финансово-операционной сфере и корпоративном анализе.
  • Сергей Кравченко, старший аналитик данных Datanomics.
    7+ лет опыта в Data Science проектах и построении аналитических решений.
  • Мария Горохова, продакт-менеджер отраслевого решения PLAN4FOOD.
    5+ лет опыта автоматизации учета на пищевых предприятиях.

На вебинаре слушатели задали ряд вопросов спикерам. Ответить на все не хватило времени, поэтому делимся с вами интервью, в котором продакт-менеджер отраслевого решения PLAN4FOOD Мария Горохова честно комментирует вопросы участников встречи о планировании производства.

— Где заканчивается прогнозирование и начинается планирование? Где должна быть граница, и с чего лучше начинать? 

— Прогнозирование – процесс формирования потребности в отгрузках с учетом факторов внешней среды. То есть, это объективная информация, относительно того, сколько потенциально можно продать/отгрузить в каналы сбыта. 

Планирование – процесс преобразования полученного прогноза в Заявку/Задание на производство, конечно, учитывая заданные ограничения производства, цели компании, управленческие решения, факторы внутренней среды организации.

Если мы говорим об обеспечении высокого клиентского сервиса, то обе задачи неотделимы, хотя иногда могут друг друга компенсировать. Высокая точность прогнозирования способствует меньшим «волнениям» на производстве. Но, если по каким-то объективным причинам мы не можем довести прогнозирование до необходимой точности, тогда гибкость и адаптивность к изменениям системы планирования может компенсировать эту неточность.

— Когда мы решаем задачу планирования, то у нас есть 2 лагеря: сбытовые подразделения, которые занимаются отработкой потребностей и ориентированы на обеспечение клиентского сервиса, и производственные подразделения, которые решают задачу создания продукта. Кому должен быть подчинен человек-планировщик: сбыту, производству или быть независимым? 

— Важно разделять ответственность за формирование планов и ответственность за исполнение плана. Она должна лежать на разных подразделениях, иначе происходит конфликт интересов. 

Как правило, Заявку на производство формирует тот, кто несет ответственность за клиентский сервис: логисты, отдельные планировщики, отдел сервисного обслуживания. Их задача заключается в составлении плана таким образом, чтобы покрыть наиболее приоритетные (маржинальные) потребности клиентов, при этом учитывая план/прогнозов отгрузок и ограничений производства. Если они понимают, что покрыть все потребности нельзя, то они выбирают, в пользу какой продукции перераспределить свободные мощности.

Задача производства – выполнение Заявки (то есть обеспечение производственного сервиса), а также планирование того, как Заявка будет выполняться: на каком оборудовании и кем из сотрудников. 

Занимая роль исполнителя, производство является источником ограничений, за рамки которых не должна выходить Заявка. Бывают ситуации (например, на молочном производстве), когда Заявку можно сформировать только с учетом распределения задач по линиям. В таком случае ответственный за формирование Заявки должен получить обратную связь относительно исполнимости ее линиями (то есть сделать более глубокий учет ограничений производства). Конечное решение лежит на стороне планировщика, а не исполнителя.

— Насколько важна организованность складского производственного учета для решения задач планирования? Может задача планирования производства решаться без MES системы?

— Главная аксиома – качество планов определяется качеством входных данных. Учет на производстве должен быть автоматизирован к моменту внедрения Системы планирования.

  • Если мы решаем задачу формирования сменно-суточной Заявки на готовую продукцию, необходимо иметь учет заказов клиентов и остатков на складах готовой продукции.
  • Если необходимо решить задачу по распределению сырья по Заявке, необходимо вести учет остатков внутри производства. 

Когда нам нужно гибко и вариативно перестраивать планы (например, в ситуациях, когда оборудование вышло из строя или забраковали партию), тогда нам необходимо иметь онлайн-доступ к «картинке» на производстве. Нужна MES система, которая будет давать всю актуальную информацию. 

— В чем отличие решения Константы от отраслевых производственных решений 1С?

— Ключевое, что мы выделяем, – это:

  • планирование и учет приростов трейд-маркетинговых акций, 
  • интерфейс расчета потребности по цепочке поставок, 
  • возможность оптимизации Заявки на производства с учетом доступного сырья.

— Возможно ли для целей планирования вводить дополнительные факторы, которые должны влиять на результат? Например, необходимость учитывать при реализации платёжеспособность покупателя.

— Да, дополнительные факторы можно учесть. Существует два варианта, где платежеспособность клиента может быть применима:

1. При подтверждении заказов клиента (обрезке заказов) платежеспособность может быть введена, как дополнительный фактор при распределении продукции по Заказам клиента (заказы неплатежеспособного клиента понижаются в приоритете). Данный функционал относится больше к Системе клиентского сервиса.

2. В рамках Системы планирования неплатежеспособных клиентов можно выделить в отдельную группу с пониженным приоритетом (это относится и к другим факторам, которые влияют на приоритетность отгрузки по тем или иным заказам). В таком случае при распределении сырья/ресурсов между Заявками на производство Система учтет данный фактор.

— Если нет партионного учета, то как строится планирование и учитывается статус обеспеченности заявки сырьем? Например: можно обеспечить более дешевую заявку сырьем, а с более высокими ценами заявка обеспечена не будет.

— Если объем сырья ограничен и его недостаточно для обеспечения всех Заявок, мы обычно заводим в Систему информацию по приоритетности продукции (которая, как правило, основывается на маржинальности), и обеспечиваем SKU в порядке данной приоритетности.

— Учитывает ли система покупное сырьё и связанные с этим риски при планировании производства?

— Система PLAN4FOOD учитывает остатки покупного сырья при планировании Заявки на производство, а также планируемые поставки сырья, если информация по планам закупок доступна в Системе и мы можем ее забрать через интеграцию. В случае, если возникает критичность в связи с обеспеченностью сырьем, Система планирования об этом предупреждает.

— Существует ли функционал планирования последовательного многоэтапного производства, разнесенного по времени на несколько дней? При этом запланированные к производству полуфабрикаты должны использоваться на нескольких линиях. 

— Функционал планирования последовательного многоэтапного производства, разнесенного по времени на несколько дней, — да, существует. Как правило, полный цикл производства продукции наших клиентов составляет несколько дней. В таком случае мы рассчитываем запуск производства от момента, когда необходимо передать продукцию на склад, до момента запуска в производство сырья с учетом времени на подготовку полуфабрикатов. На каждый из этапов производства может быть сформирована своя Заявка с учетом длительности обработки.

Для наших читателей компания Константа предлагает бонус – бесплатный демо доступ к продукту PLAN4FOOD на 7 дней! Ознакомиться с предложением можно на сайте – https://plan4food.ru/.

Оставить комментарий

Производишь готовую еду?
Пройди опрос и получи исследование отрасли.
Опрос

Стать партнёром

Для ИТ компаний

Хотите стать партнером проекта Digital4food?

Оставляйте заявку
Для пищевых предприятий

Хотите получать полезную информацию?

Присоединяйтесь
Для пищевых предприятий

Хотите делиться экспертизой?

Оставляйте заявку