Комьюнити и центр компетенций по цифровизации пищевой отрасли
Обучение, консалтинг, аналитика
  • Главная
  • Интервью
  • Путь к получению достоверной себестоимости – интервью с руководителем производства Череповецкого мясокомбината

Путь к получению достоверной себестоимости – интервью с руководителем производства Череповецкого мясокомбината

Материал подготовлен совместно с партнером комьюнити Digital4food, ERP4FOOD.


Сергей Цуненко – руководитель производства Череповецкого мясокомбината поделился личным опытом, каким путем предприятие идет к возможности управления себестоимостью продукции. 

Не так давно на предприятии была внедрена система ERP4FOOD для оперативного учета на складе сырья. Этот шаг стал частью масштабного бизнес-проекта по автоматизации оперативного производственного учета на всем мясокомбинате. В интервью Сергей рассказал: что уже сделано, как выстроен учет на текущий момент и какие изменения еще предстоят. Ну а мы делимся с вами.


Роман Леонтьев (руководитель направления ERP4FOOD): Сергей, расскажите пожалуйста, как себестоимость считалась раньше и почему решили что-то менять?

Сергей Цуненко (руководитель производства Череповецкого мясокомбината): Раньше мы узнавали себестоимость, когда закончился календарный период, как правило, в середине следующего месяца. Узнавали среднюю себестоимость по выпускаемым продуктам. Оперативной себестоимости у нас не было.

В определенный момент несколько лет назад у нас поменялась организационная структура. У нового руководства появился запрос на полноту данных для принятия управленческих решений. 

Сначала попытались собственными силами организовать сбор информации. Большая нагрузка легла на работников на местах. Информация собиралась в Excel, сильно зависела от человеческого фактора и была сомнительного качества. Естественно, на ее основе никакие решения мы не принимали, работников загружали, но эффект был незначительный. Тогда и появилось решение, что нам нужно внедрить продукт, который позволял бы собирать корректно информацию на местах и снизить зависимость от человеческого фактора.

Мы искали продукт, который будет и вести партионный учет, и считать себестоимость, потому что сырьевая себестоимость без партионного учета невозможна.


Роман Леонтьев: А какая именно информация вам была необходима?

Сергей Цуненко: Нужны были данные о расходе сырья и материалов на производство продукции. Если посмотреть на общую структуру себестоимости, более 83% затрат в ней занимают сырье и материалы. Если ты владеешь этой информацией, то ты уже на 80% можешь сказать, какая будет итоговая цифра.


Роман Леонтьев: Какие цели перед собой ставили, заходя в проект по автоматизации расчета себестоимости?

Сергей Цуненко: Лично для меня важно иметь инструмент оценки рентабельности продукции, чтобы устанавливать корректные цены на продукцию. И уже как следствие этих двух этапов – контролировать эффективность своей службы производства.

Сырьевой рынок в пищевке очень волатилен. Цены меняются если не ежедневно, то еженедельно. Тем более если предприятие включает весь цикл переработки, нужно иметь возможность вовремя понять, что сейчас выгоднее: покупать свиней и усиливать свой убой или ослаблять убой и закупать продукцию у внешних поставщиков?


Роман Леонтьев: То есть правильно ли я понял, что один из ключевых факторов – это управление ценообразованием. Если мы через месяц узнаем, сколько нам стоило произвести продукт, решения уже будет поздно принимать.

Сергей Цуненко: Да. Ты видишь, как ты отработал, но никаких управленческих решений принять уже не можешь. 

Один из важных аспектов расчета себестоимости – определить, при каком объеме ты выйдешь в точку безубыточности. Когда у тебя есть оперативная себестоимость, она сложилась, ты ее видишь, ты примерно предполагаешь, какую можешь назначить цену и какой объем этой продукции продать. Это уже затрагивает вопрос управления ассортиментом. Основа всего АВСD-анализа по контрагентам или по номенклатуре – это прежде всего сырьевая себестоимость.


Роман Леонтьев: К какому уровню оперативности и детальности учета хотелось прийти?

Сергей Цуненко: Мы идем к тому, чтобы видеть себестоимость каждой партии продукта. Цена будет формироваться, как я представляю, на каждом этапе. Если приходит сырье из цеха первичной переработки скота, значит уже там будет сформирована цена. Когда сырье пройдет процесс обвалки, жиловки, сформируется следующая цена. 

В начале нам необходимо сформировать количественный учет, чтобы видеть, что из определенного количества сырья получилась определенная номенклатура продукции. Затем ты накладываем цену и видим реальную себестоимость на каждом этапе каждого полуфабриката и готового продукта.


Роман Леонтьев: Расскажите, а что уже успели сделать? Каких результатов вы уже достигли в плане автоматизации оперативного учета?

Сергей Цуненко: Мы не стали охватывать все производство сразу. Начали автоматизацию с сырьевого склада. Внедрили отраслевой программный продукт ERP4FOOD.

Рассмотрю одну из основных сырьевых групп. Продукция к нам поступает от внешних поставщиков, как правило. 

Как мы работали раньше: мы видели по выбранной позиции только начальный остаток, приход, расход и конечный остаток. Если расшифровать графу Приход, мы видели, что за этот период у нас поступило, например, 5 партий. Количество по каждой и общую сумму. Если расшифровать Расход, мы видели просто расход за каждый день, не привязанный ни к одной партии.

Как мы начинаем работать сейчас: мы видим по партиям, как поступало сырье, от какого оно числа, и как эти партии расходовались (видим движение по партиям). Если расшифровать конкретную партию от конкретного числа, видим дату ее поступления, дату выработки и расход по дням – в какие цеха и на производство какой продукции она пошла. Если в предыдущем отчете мы это видели общей цифрой, то здесь мы видим расшифровку. Ну и текущий остаток видим, конечно.


Роман Леонтьев: Откуда вы берете эти данные? Кто их заносит в систему?

Сергей Цуненко: В рамках сырьевого склада мы организовали 7 учетных точек. Это точки, на которых работают пользователи – операторы. Они собирают всю первичную информацию, вносят ее онлайн в программу. То есть мы всегда можем видеть движение сырья вплоть до минут, всегда можем видеть актуальные остатки. Данные заносятся корректно – других вариантов нет. Я чуть позже расскажу, почему. Кроме семи учетных точек есть еще 3 рабочих места: мастера цеха, мастера холодильника и начальника цеха. Это управленческие места, откуда поступают заявки в производство, заявки на переработку, на перемещение и прочая управленческая информация.


Роман Леонтьев: В рынке бытует стереотип, что себестоимость – это удел финансистов и бухгалтеров. Управленцы предприятий за этими цифрами идут именно к ним. А вы когда рассказывали про себестоимость, не назвали ни одного представителя финансовой службы. Как вы без них справляетесь?

Сергей Цуненко: Существует 4 вида себестоимости: прямая (оперативная/ технологическая), цеховая, производственная и полная. Бухгалтерия – это про полную себестоимость. Мы сейчас говорим про первый этап – про оперативную себестоимость. Я уже говорил, что в общей структуре себестоимости по отдельным видам продуктов она достигает 84%. В среднем по предприятию она 71-72%. Именно для нас, производственников, она гораздо важнее.

Основа всей себестоимости – это оперативная себестоимость. А основа оперативной себестоимости – это правильно выстроенный оперативный учет. 


Роман Леонтьев: Расскажите, как у вас выстроен процесс сбора данных на практике?

Сергей Цуненко: Первая учетная точка – это приемка сырья. На киоске (промышленном компьютере) мастер выбирает номенклатуру, которую принимает, в зависимости от видовой принадлежности скота (мясо/полутуши/субпродукты). Ко всем учетным точкам у нас привязаны весы. Информация всегда снимается с весов. Это первое, что исключает ошибки человеческого фактора. Затем из предложенного списка подбирается тара. После подтверждения приемки формируется QR код, по которому и будет дальше продукция отслеживаться. Следующая учетная точка – упаковка. Оператор выбирает из предложенного списка способ упаковки (формат используемой тары). Проводит практически те же операции, как на предыдущем этапе: фиксирует вес с весов, выбирает из калькулятора тару, которая необходима. Потом оператор сканирует сформированный ранее QR код и формирует новый, с которым товар уходит в зону отгрузки. Следующая операция – комплектация и перемещение продукции в зону отгрузки. Еще одна точка – приемка и перемещение блоков. Это поступление от внешних поставщиков. Операции те же. 


Роман Леонтьев: Подводя итог всего вышесказанного, хочется констатировать: нет оперативного учета на производстве – нет управления себестоимостью.

Когда мы говорим про оперативную материально сырьевую себестоимость и про принятие решений, всегда должна быть за основу взята реальная картинка движения продукции.

Ключевая ошибка большинства – делать проекты по себестоимости с финансистами и бухгалтерами. Финансисты запрашивают у производства большой объем информации, в результате чего производство обрастает тоннами журналов и Excel, данные из которых практически невозможно проаудировать, да и вера в них со временем теряется. Вместо этого можно встроить учет в жизнь производства. Сергей привел наглядный пример, как организовать процесс.

Оставить комментарий

Производишь готовую еду?
Пройди опрос и получи исследование отрасли.
Опрос

Стать партнёром

Для ИТ компаний

Хотите стать партнером проекта Digital4food?

Оставляйте заявку
Для пищевых предприятий

Хотите получать полезную информацию?

Присоединяйтесь
Для пищевых предприятий

Хотите делиться экспертизой?

Оставляйте заявку