Проект внедрения MDM-системы. Кому и когда? Для чего и как?
Сегодня поговорим о том, как реализовать проект внедрения MDM-системы и набить как можно меньше шишек. Рассмотрим предприятия разных масштабов, ибо для небольшого завода и агрохолдинга MDM – это не одно и то же.
Исходя из собственного опыта:
- помогу определить, нужен ли такой проект именно вам,
- расскажу оптимальную технологию реализации проекта.
В первую очередь хочу обратить внимание, что MDM системы и проекты по централизации НСИ это не дань моде – а инструменты для качественного изменения работы сотрудников в it ландшафте, когда компания созрела к этим изменениям. Иначе вы получите усложнение процессов работы с НСИ и не ощутите пользы от проекта. Поэтому, начиная проект, нужно сначала определить, каких результатов хотите достичь и правильный ли инструмент вы выбрали для этого.
КОМУ? ЧТО ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ MDM СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНИ ПРЕДПРИЯТИЯ?
Функция управления мастер данными так или иначе встречается в разных точках развития любого предприятия:
- Моно предприятие:
- Одно бизнес-направление
- Одна производственная площадка
- До 3 информационных систем
- Поставки в 1-3 региона
Когда мы говорим о моно предприятии, здесь чаще всего роль системы для управления НСИ на себя берет ERP система, в которой решаются задачи клиентского сервиса, учета на производстве, бухгалтерского учета. Это удобно с точки зрения простоты организации управления НСИ в данном случае: реквизитный состав описан в одном месте, доступ выдаем определенной группе лиц на работу с НСИ, остальные лишь потребляют результат и при этом количество интеграционных потоков минимизировано!
- Группа компаний, которая активно развивается в рамках 1-3 регионов
- Несколько бизнес-направлений
- Несколько производственных площадок
- 3+ информационных систем
- Поставки в 1-3 региона
Когда говорим о предприятии, которое активно развивается, но еще не является федеральным игроком на рынке: приобретает другие производственные площадки, открывает связанные юрлица, которые должны работать в едином информационном пространстве, усложняет IT ландшафт с целью улучшения инструментов автоматизации отдельных составляющих бизнеса: например ERP остается базой для ведения бухгалтерского учета, а клиентский сервис и управление производством выделяются в отдельные базы в рамках IT ландшафта. Здесь уже начинают формироваться предпосылки к перестройке процессов внутри компании, выделение отдельного инструментария для работы с НСИ. В зависимости от дальнейших планов развития здесь выбирают либо 1С:MDM, либо 1С:ERPУХ. О плюсах и минусах выбора систем для MDM мы поговорим в отдельном материале.
- Холдинг
- Несколько бизнес-направлений
- Несколько производственных площадок
- 10+ информационных систем
- Широкая география поставок
Когда бизнес дорастает до масштабов холдинга и в явном виде присутствуют как задачи консолидации данных, так и задачи подключения новых бизнес-единиц к существующему IT ландшафту. Здесь чаще всего задача управления НСИ уже решена одним из вариантов со второй стадии и уже идет просто масштабирование существующих процессов.
КОГДА АКТУАЛЬНО ДЕЛАТЬ ПРОЕКТ ПО MDM?
- Много баз в ИТ ландшафте (3+)
- Много ошибок в НСИ
- Потребность в консолидации данных для отчетности
НАРЕЗКА ЗАДАЧ ТИПОВОГО ПРОЕКТА MDM
Когда внутри компании есть все предпосылки к выделению функции управления мастер данными в отдельную систему – созревает необходимость в MDM системе и проекте по ее запуску. Для того, чтобы это сделать успешно, выделяется несколько групп задач, успешно решив которые можно будет получить качественный результат:
Концептуальные задачи
(выполняются ИТ директором и архитекторами):
- Выбор решения для MDM системы
- Выбрать среду для обмена данными
В рамках решения данных задач обычно формируются верхнеуровневые вводные к предстоящему проекту. Выбранные решения должны полностью удовлетворять концепции развития IT ландшафта предприятия и будут определять дальнейшие технико-экономические рамки проекта.
Задачи по границам работы с данными
(выполняются архитекторами и аналитиками):
- Определить список доменов данных, которые подлежат централизации
- Определить сегменты в рамках каждого домена данных и правила работы с ними
- Спроектировать потоки данных в IT ландшафте с учетом появления MDM системы
- Решить вопрос о границах нормализации данных в процессе запуска
- Правильно выбрать «базисные» источники данных в рамках ландшафта для первоначального заполнения
- Подготовить ограничительные меры для прямого изменения централизуемых данных в системах-подписчиках
Это «самое ядро» проекта, которое определяет внутрянку: какие данные будем централизовывать, а какие нет; как будем подключать новую систему в IT ландшафт так, чтобы снизить риски для подключения уже действующих информационных систем и обменов транзакционными данными между ними; какие данные возьмем на вход, как обработаем и как будем с ними работать в системах-получателях. Обычно эти задачи решаются в рамках формирования требований к MDM проекту и закладывают основы будущей системы, но даже если эти задачи проработать грамотно, этого будет недостаточно без следующей группы:
Организационно-технические задачи
(выполняются архитекторами, аналитиками и бизнес-заказчиком):
- Выстроить процесс по работе с заявками по НСИ (и не только в рамках IT системы, но и организационный)
- Выбрать план запуска (постепенное подключение получателей или единоразово «большим взрывом»)
- Сформировать команду экспертов, которая далее будет заниматься ведением централизованных данных
Именно решение последней группы задач является важнейшим элементом по изменению процессов работы с НСИ в рамках всего IT ландшафта, обеспечивает дальнейший порядок функционирования системы и облегчает бизнесу принятие новых правил, если все решения найдены органично для вашей компании.
ЧТО ЖЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ НА ВЫХОДЕ?
С точки зрения ИТ на выходе мы получаем решение концептуальных вопросов в рамках ландшафта:
- Централизованное хранение НСИ
- Контроль за целостностью и согласованностью данных
- Единство процессов работы с НСИ
С точки зрения бизнеса, мы получим:
- Снижение стоимости получения качественной НСИ при подключении новой бизнес-единицы
- Снижение ошибок в учетных системах, которые могут нести финансовый ущерб
- Возможность легче получить консолидированную отчетность в единых терминах