Предпосылки и задачи внедрения MDM на пищевом предприятии
MDM – один из основополагающих элементов цифровизации. Деятельность любых систем учета и аналитики напрямую зависит от качества входных данных. Если данные некачественные, их анализ и дальнейшее использование теряет всякий смысл.
Данные можно поделить на две группы: нормативно-справочная информация и транзакционные данные. Сегодня поговорим о первой группе. Разберем предпосылки и задачи внедрения MDM системы, а также варианты ее организации.
Предпосылки к внедрению MDM
1. Более 20 ИТ систем
Когда ИТ ландшафт предприятия развивается и приложений становится все больше, для бесперебойного взаимодействия систем друг с другом лучше, чтобы НСИ первично велась в одном месте. Так же организационно кто-то должен отвечать за качество данных, соответственно, это первая важнейшая предпосылка.
2. Одинаковые справочники в разных ИТ системах
Если данные заносятся децентрализовано, то в итоге мы запросто получим не консистентные данные.
3. Дублирование справочных данных
Меньшее из зол при введении одних и тех же данных в нескольких местах – это трата времени специалистов. Хуже то, что это неизбежно влечет за собой ошибки. И чем больше данных, тем больше ошибок.
4. Сквозные бизнес-процессы, основанные на разных ИТ системах
Сложности прибавляет не только то, что у нас могут быть разные ИС. Сами процессы тоже иногда достаточно сложные и идут через несколько систем – в одной начинаются, во второй продолжаются, в третьей заканчиваются, и потом данные еще улетают в аналитику. Как следствие – это может приводить к дублям в анализе и тратить дополнительные ресурсы на трансформацию данных в информацию для управления бизнесом.
5. Несколько владельцев записи в справочнике
Если решение не сильно кастомизированное, но у разных людей/подразделений есть необходимость видеть в нем какие-то свои нюансы, они неизбежно будут бодаются за то, что должно быть написано в наименовании в карточке номенклатуры.
6. Некорректные отчеты
Вопрос внедрения MDM появляется и становится все актуальнее, когда мы идем в усложнение ИТ ландшафта. Появляется потребность в единой системе, которая обеспечит достоверность справочных данных для дальнейшей обработки.
Варианты организации MDM систем
1. Централизованная
Когда данные вносятся в централизованной системе управления НСИ. Вариант достаточно прагматичный, хорошо управляемый. Из минусов: приходится корректировать бизнес-процессы работы бизнеса в системах-подписчиках.
2. Аналитическая
Когда данные вносятся в приложениях. Вариант кажется более простой в реализации, чем предыдущий. Но на выходе там, где у нас отчеты, мы можем получить сильно искаженную картинку (например наличие дублей).
3. Гармонизированная
Когда данные могут заводиться как в приложениях, так и в централизованной системе управления НСИ. Этот вариант вроде бы лучше с точки зрения бизнес-пользователей, потому что пользователь может получить данные сразу в том приложении, в котором пользуется. Но с точки зрения проектируемых решений это сложно и дорого.
Когда мы говорим про организацию MDM, чаще всего приходим к тому, что применять надо централизованный подход. Да, есть моменты, где приходится договариваться с бизнесом и перестраивать процесс, но организационно это залог успеха и более прагматичный вариант с точки зрения бюджетов на автоматизацию.
Задачи внедрения MDM
1. Механизм запуска заявок НСИ
Люди должны иметь возможность запускать заявки на новые элементы НСИ или на их изменение.
2. Настройка интерфейсов работы с заявками
Чтобы людям было удобно, поэтому мы продумываем варианты интерфейсов. При том это могут быть интерфейсы не только с точки зрения программной формы, но возможно даже какие-то Excel.
3. Настройка маршрутов согласования
Сам процесс с точки зрения бизнеса может быть достаточно сложный и ветвистый. За разные составные части реквизитного состава могут отвечать разные люди из группы экспертов (иногда в рамках предприятия/холдинга сложно чтобы 1 человек понимал все особенности в ИТ ландшафте). Для упрощения согласований нужен свой инструмент.
4. Механизм оповещений
Этот инструмент особенно важен для людей, которые ждут, что появится какой-то элемент НСИ, или для тех, кто отвечает за обогащение данных в системе. В MDM не всегда переносят 100% реквизитного состава. Часто туда забирают только какую-то золотую середину, а остальное необходимо потом обогащать в системах-подписчиках (информация, которая ведется локально и не требует централизации).
5. Механизм нормализации
Это как раз то, что ведет к повышению качества данных. Например, к исключению дублей, к обеспечению полноты данных.
6. Аудит данных
Мы должны понимать не только куда и как данные раздаются, а главное, кто, когда и почему захотел эти данные поменять. Важно при необходимости иметь возможность вернуться и разобраться.
7. Контроль доступа
Не все сотрудники должны иметь права на чтение/изменение данных. Особенно это важно, когда дело касается ФЗ 152 (закон о персональных данных).
Ну и в завершении 2 коротких напутствия
- Думайте о людях, которые будут пользоваться системой, которую вы внедряете и потреблять ее результаты.
- Не забывайте про обеспечение качества и консистентности данных.