Опыт внедрения MES: ошибки, инсайты, практические советы

Статья написана на основе онлайн-дискуссии с экспертами по опыту внедрения MES — смотреть по ссылке.
Внедрение MES не пойдет по плану: это живой процесс, в котором многое раскроется только во время реализации проекта. И это хорошо, потому что именно в этом случае MES взлетит.
ИТ-директор пищевого предприятия, аналитик и два эксперта по внедрению честно рассказывают, где будет больно даже после десятков успешных проектов.
Ошибка 1. Недооценили загруженность функциональных потребителей и заказчиков
На пищевом производстве начальник цеха — человек, который делает все, чтобы фура с колбасой уехала в Волгоград сегодня. Это важнее любого совещания, даже если он прописан как функциональный заказчик. Он перенесет встречу. И еще раз. Проект буксует: «Пилу точить некогда: лес валить надо».
Будьте к этому готовы. Даже если вы четко распределили роли до старта и заказчик вам отдал файл с пофамильным распределением, произойдет примерно так:
Опытный аналитик снимет глобальные задачи с бизнес-заказчика, разложит их на части с помощью функционального заказчика и выяснит, что по факту не будет работать, а что «взлетит» у потребителя. И сделает это несколько раз за проект, потому что пожеланий будет становиться все больше.
Иногда в процессе внедрения становится ясно, что нужно подключать к проекту еще несколько цехов. Тогда функциональных заказчиков и потребителей станет еще больше.
Что делать?
Заранее заложить время на занятость заказчиков. Не ждать, что они бросят все свои дела и сразу пойдут на контакт.
Ошибка 2. Сэкономили на тестировщике и инженере по качеству
MES — это дорого. На этапе планирования кажется: программист и аналитик со стороны справятся, ведь они обязаны сделать систему, которая работает. Зачем еще тестировщик и инженер по качеству внутри компании?
В итоге аналитик берет на себя лишние функции, зашивается, внедрение идет медленнее, а потом старые системы падают, прогресс откатывается назад.
Были бы автотесты, проблем бы не было. Но проект уже идет, и бюджета на дополнительных специалистов никто не даст.
Что делать?
Включать инженера по качеству в команду с первого дня. Не экономить на тестах — это экономия в будущем. Автотесты — страховка для системы и для ИТ-службы.
Ошибка 3. По-разному поняли MVP
Голубая мечта аналитика — взять «коробку» (базовый продукт), пройти все участки по очереди и выдохнуть. Но так не бывает, потому что MES раскрывается по мере внедрения.
Чем дальше, тем больше пожеланий от функциональных заказчиков. Это хорошо — значит, система нужна. Значит, ее используют. Но если слушать всех бесконечно, проект застрянет.
Что делать?
Максимально точно определить и договориться на хороший MVP.
Сделать сначала колесо от машины, потом руль, потом двигатель — плохой MVP, потому что MVP — не разрозненные куски системы, а целостное решение минимального объема, решающее конкретную бизнес-боль.
При этом сделать сначала скейтборд, потом самокат, потом велосипед — тоже плохое MVP. Вроде бы на каждом этапе сдается то, что едет, но по факту вы каждый раз с нуля полностью переделываете решение.
Тогда какой MVP — хороший? Например, мы хотим дачу. Выясняем у заказчиков, что дача нужна для того, чтобы приехать туда на майские праздники, пожарить шашлыки. Тогда MVP — построить дачный домик с мангальной зоной, а в дом поставить стол и стулья, чтобы шашлыки съесть. Когда все готово, MVP выполнен.
Если в процессе пользователь поймет, что летом ему нужно приезжать на дачу с пятницы по воскресенье и для этого нужна хорошая спальная зона с качественной кроватью, это уже не часть MVP, а этап обогащения. Туда же можно вынести красивые занавески и вазы (перекрашивание кнопок и другие улучшения юзабилити).
На пищевом производстве MVP должно полностью замещать старый процесс. Если мастер смены вынужден дублировать данные в Excel — значит, это был плохой MVP.
Например, мы не знаем, где есть пробелы в движении материальных потоков. Хороший MVP — внести в MES информацию из всех точек учета сырья и полуфабрикатов (например, со всех весов в цеху). Потом сможем найти отклонения между «Получено» и «Потрачено» на всех участках и понять, где нужны дополнительные точки контроля.
Ошибка 4. Заложили меньше 4 месяцев на поставку оборудования
Промышленные киоски, терминалы сбора данных, весы, защищенные корпуса, сетевая инфраструктура — критичная часть MES.
Выбор, сроки поставки (четыре месяца — реальность), адаптация под условия цеха (грязь, влага) и размещение в цеху (боксы занимают место!) требуют огромного внимания и времени.
Что делать?
Заключать договоры с поставщиками стоит на этапе моделирования системы, иначе задержки гарантированы.
Ошибка 5. Не «влюбили» пользователей в систему
Есть одна шутка, которая стала классикой: «Пользователь — главный враг системы. Без него она бы работала идеально». Но это не шутка. Без вовлеченных людей — мастеров, бригадиров, операторов — ничего не получится.
Если оставить их в стороне, проект застрянет. Они — те, кто реально работает, и их сопротивление — главный барьер.
Что делать?
Классно, если мастер говорит своему оператору: «Смотри, тут я специально для тебя попросил вот эту кнопку зеленым покрасить, а вот эту — желтым, чтобы тебе удобнее было».
Без этапа «влюбление пользователя» даже самая классная система останется чужой, а внедрение — борьбой, а не ростом.
Вместо выводов:
- MES-система как цветок: раскрывается в процессе внедрения. Внедрение MES — это не проект, а процесс. Это сложно, но красиво. Ошибки — часть игры. И это нормально.
- Работников вовлекать нужно сразу. Не распыляться поможет четкое MVP. Обучение — короткое, на линии, с практикой. Чем проще, тем лучше.
- Сроки и ресурсы важны, иногда они будут слетать. В этом и есть жизнь: быстро адаптироваться — залог успеха.
- Автотесты и автоматизация — не роскошь, а средство передвижения. Они помогают держать систему в тонусе.
- И да, полностью заменить старое — это долгий путь. Ошибки — часть пути. Главное — идти дальше и успевать заметить, как красиво «распускается» MES-система.