Комьюнити и центр компетенций по цифровизации пищевой отрасли
Обучение, консалтинг, аналитика

Как реализовать успешный проект с первого раза?

Андрей Шишкин

основатель проекта Digital4food

В связи с тем, что вариативность технологий растет, становится сложнее понять, какое из многочисленных решений следует внедрить. Именно поэтому у компаний возникает ряд вопросов:

  • Какие ИТ-решения будут полезны именно им? 
  • Какие шаги предпринять на стадии подготовки к проекту? 
  • Кто играет наиболее ключевую роль в этом процессе? 
  • Что влияет на эффективность проекта? 

О том как, все-таки, правильно готовиться к проекту, чтобы не слить бюджет, рассказал основатель проекта digital4food Андрей Шишкин. 

 

ПРОЦЕНТ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЫНКЕ В ЦЕЛОМ

В первую очередь стоит определиться с тем, что такое успешный проект. Это проект, который достиг большей части ожидаемых результатов, в сроки и бюджеты, плюс-минус соответствующие заявленным на начальном этапе. Сейчас таких проектов в рынке в целом меньше половины, порядка 40%. 

Интересное наблюдение: С одной стороны квалификация тех, кто имеет отношение к проектам растет (выросло качество управления проектами, экспертиза исполнителей, уровень понимания заказчиков), но и сложность внедряемых систем и запросы к ним при этом тоже возрастают. Поэтому за последние 10-15 лет статистика успешных проектов существенно не поменялась.

 

РЕЦЕПТ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА

1. Наличие ИТ-директора

Компании делятся на 2 типа – те, где есть роль ИТ-директора и где она не предусмотрена. По статистике наличие ИТ-директора на предприятии заказчика напрямую влияет на успешность проекта. Поэтому, если так случилось, что вы относитесь ко второй категории и при этом планируете автоматизировать бизнес-процессы, чтобы управлять компанией более эффективно, то ИТ-директора придется найти. Но не просто айтишника, который что-то настраивает в системе, а человека, который смотрит на ИТ-направление через ту пользу, которую оно приносит бизнесу.

2. Наличие бизнес-заказчика

Мне нравится метафора с экскаватором. Предположим, перед нами стоит задача – выкопать яму. Мы понимаем, что руками её копать долго, нам нужен экскаватор. Задача ИТ-проекта – сделать экскаватор, задача бизнес-проекта – выкопать яму. Бизнес-заказчик является тем, кто будет пользоваться результатами работы экскаватора. Если же бизнес-заказчика нет, то в рамках ИТ-проекта вы соорудите экскаватор, но яму он так и не начнет копать, а будет просто стоять на месте без дела.

На самом деле, отсутствие бизнес-заказчика это довольно серьезная проблема. Если собственник инициирует проект, он должен понимать, кто заинтересован в результате проекта напрямую.

3. Правильная подготовка проекта

Добавлю ещё один фактор — правильная подготовка проекта, в котором прописан план победы. Каждый проект предполагает составление индивидуального плана под задачу, потому что работа строится в условиях конкретного бизнеса и с учетом его актуальных ресурсов.

Форд в свое время говорил: «Думать – это самая сложная работа, поэтому немногие ей занимаются». Подготовка проекта – это всегда про «подумать», собрать всю имеющуюся информацию, учесть все факторы, которые влияют на успех (и на неудачу тоже) и разработать реальный план победы. 

 

НЕОБХОДИМЫЕ ШАГИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОЕКТУ

Определить цели проекта

Безусловно, все начинается с ответа на общий вопрос – «Зачем нам этот проект?». 

Внедрение ИТ-системы не может быть самоцелью, это способ решения поставленных задач. Поэтому в самом начале мы определяем цели проекта и оцениваем, возможно ли их достичь с помощью ИТ-системы.

Определить функциональные требования

Следующим шагом будет определение функциональных требований, которыми должна обладать IT-система. Если продолжать пример про экскаватор, то мы начинаем специфицировать: какой вид экскаватора, гусеничный или колесный? Какой размер ковша? 

Определить архитектуру ИТ-системы

— Какой базовый продукт мы возьмем за основу?
— Какие возможности мы ищем?
— Какое количество продуктов нам требуется?
— Как мы его или их встроим в общий IT-ландшафт?
— Где будет граница взаимодействия с другими системами?

Определить перечень организационных изменений

Итак, с целями проекта и его функциональным наполнением мы определились. Осталось понять, какие организационные изменения нам нужно реализовать, а также ответить на вопрос – «Готовы ли мы к ним?». Готовы ли мы, например, кого-то уволить или найти новых сотрудников, где-то поменять функции и так далее?

Разработать план проекта

Далее мы выходим на конкретный план проекта, который строится на основании тех ресурсов, которые имеются сейчас у клиента.

 

КАК НАЛИЧИЕ ОТРАСЛЕВОГО ОПЫТА У ИСПОЛНИТЕЛЯ ВЛИЯЕТ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА?

Отсутствие отраслевого опыта у исполнителя приводит к тому, что на проект приходится тратить существенно больше времени. Даже команде самых лучших аналитиков не заточенных под конкретную отрасль необходимо общение с функциональными и бизнес-заказчиками, чтобы выяснить те вещи, которые для отраслевого специалиста кажутся совершенно очевидными. 

Когда приходит отраслевой аналитик, он уже понимает, какие могут возникнуть ситуации и какие можно найти пути решения. Это позволяет реализовывать проекты дешевле и быстрее, и снижает нагрузку на самого клиента.

Оставить комментарий