Комьюнити и центр компетенций по цифровизации пищевой отрасли
Обучение, консалтинг, аналитика

Как реализовать успешный проект с первого раза?

Андрей Шишкин

основатель проекта Digital4food

В связи с тем, что вариативность технологий растет, становится сложнее понять, какое из многочисленных решений следует внедрить. Именно поэтому у компаний возникает ряд вопросов:

  • Какие ИТ-решения будут полезны именно им? 
  • Какие шаги предпринять на стадии подготовки к проекту? 
  • Кто играет наиболее ключевую роль в этом процессе? 
  • Что влияет на эффективность проекта? 

О том как, все-таки, правильно готовиться к проекту, чтобы не слить бюджет, рассказал основатель проекта digital4food Андрей Шишкин. 

 

ПРОЦЕНТ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЫНКЕ В ЦЕЛОМ

В первую очередь стоит определиться с тем, что такое успешный проект. Это проект, который достиг большей части ожидаемых результатов, в сроки и бюджеты, плюс-минус соответствующие заявленным на начальном этапе. Сейчас таких проектов в рынке в целом меньше половины, порядка 40%. 

Интересное наблюдение: С одной стороны квалификация тех, кто имеет отношение к проектам растет (выросло качество управления проектами, экспертиза исполнителей, уровень понимания заказчиков), но и сложность внедряемых систем и запросы к ним при этом тоже возрастают. Поэтому за последние 10-15 лет статистика успешных проектов существенно не поменялась.

 

РЕЦЕПТ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА

1. Наличие ИТ-директора

Компании делятся на 2 типа – те, где есть роль ИТ-директора и где она не предусмотрена. По статистике наличие ИТ-директора на предприятии заказчика напрямую влияет на успешность проекта. Поэтому, если так случилось, что вы относитесь ко второй категории и при этом планируете автоматизировать бизнес-процессы, чтобы управлять компанией более эффективно, то ИТ-директора придется найти. Но не просто айтишника, который что-то настраивает в системе, а человека, который смотрит на ИТ-направление через ту пользу, которую оно приносит бизнесу.

2. Наличие бизнес-заказчика

Мне нравится метафора с экскаватором. Предположим, перед нами стоит задача – выкопать яму. Мы понимаем, что руками её копать долго, нам нужен экскаватор. Задача ИТ-проекта – сделать экскаватор, задача бизнес-проекта – выкопать яму. Бизнес-заказчик является тем, кто будет пользоваться результатами работы экскаватора. Если же бизнес-заказчика нет, то в рамках ИТ-проекта вы соорудите экскаватор, но яму он так и не начнет копать, а будет просто стоять на месте без дела.

На самом деле, отсутствие бизнес-заказчика это довольно серьезная проблема. Если собственник инициирует проект, он должен понимать, кто заинтересован в результате проекта напрямую.

3. Правильная подготовка проекта

Добавлю ещё один фактор — правильная подготовка проекта, в котором прописан план победы. Каждый проект предполагает составление индивидуального плана под задачу, потому что работа строится в условиях конкретного бизнеса и с учетом его актуальных ресурсов.

Форд в свое время говорил: «Думать – это самая сложная работа, поэтому немногие ей занимаются». Подготовка проекта – это всегда про «подумать», собрать всю имеющуюся информацию, учесть все факторы, которые влияют на успех (и на неудачу тоже) и разработать реальный план победы. 

 

НЕОБХОДИМЫЕ ШАГИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОЕКТУ

Определить цели проекта

Безусловно, все начинается с ответа на общий вопрос – «Зачем нам этот проект?». 

Внедрение ИТ-системы не может быть самоцелью, это способ решения поставленных задач. Поэтому в самом начале мы определяем цели проекта и оцениваем, возможно ли их достичь с помощью ИТ-системы.

Определить функциональные требования

Следующим шагом будет определение функциональных требований, которыми должна обладать IT-система. Если продолжать пример про экскаватор, то мы начинаем специфицировать: какой вид экскаватора, гусеничный или колесный? Какой размер ковша? 

Определить архитектуру ИТ-системы

— Какой базовый продукт мы возьмем за основу?
— Какие возможности мы ищем?
— Какое количество продуктов нам требуется?
— Как мы его или их встроим в общий IT-ландшафт?
— Где будет граница взаимодействия с другими системами?

Определить перечень организационных изменений

Итак, с целями проекта и его функциональным наполнением мы определились. Осталось понять, какие организационные изменения нам нужно реализовать, а также ответить на вопрос – «Готовы ли мы к ним?». Готовы ли мы, например, кого-то уволить или найти новых сотрудников, где-то поменять функции и так далее?

Разработать план проекта

Далее мы выходим на конкретный план проекта, который строится на основании тех ресурсов, которые имеются сейчас у клиента.

 

КАК НАЛИЧИЕ ОТРАСЛЕВОГО ОПЫТА У ИСПОЛНИТЕЛЯ ВЛИЯЕТ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА?

Отсутствие отраслевого опыта у исполнителя приводит к тому, что на проект приходится тратить существенно больше времени. Даже команде самых лучших аналитиков не заточенных под конкретную отрасль необходимо общение с функциональными и бизнес-заказчиками, чтобы выяснить те вещи, которые для отраслевого специалиста кажутся совершенно очевидными. 

Когда приходит отраслевой аналитик, он уже понимает, какие могут возникнуть ситуации и какие можно найти пути решения. Это позволяет реализовывать проекты дешевле и быстрее, и снижает нагрузку на самого клиента.

Оставить комментарий

Стать партнёром

Для ИТ компаний

Хотите стать партнером проекта Digital4food?

Оставляйте заявку
Для пищевых предприятий

Хотите получать полезную информацию?

Присоединяйтесь
Для пищевых предприятий

Хотите делиться экспертизой?

Оставляйте заявку