Как реализовать успешный проект с первого раза?
В связи с тем, что вариативность технологий растет, становится сложнее понять, какое из многочисленных решений следует внедрить. Именно поэтому у компаний возникает ряд вопросов:
- Какие ИТ-решения будут полезны именно им?
- Какие шаги предпринять на стадии подготовки к проекту?
- Кто играет наиболее ключевую роль в этом процессе?
- Что влияет на эффективность проекта?
О том как, все-таки, правильно готовиться к проекту, чтобы не слить бюджет, рассказал основатель проекта digital4food Андрей Шишкин.
ПРОЦЕНТ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЫНКЕ В ЦЕЛОМ
В первую очередь стоит определиться с тем, что такое успешный проект. Это проект, который достиг большей части ожидаемых результатов, в сроки и бюджеты, плюс-минус соответствующие заявленным на начальном этапе. Сейчас таких проектов в рынке в целом меньше половины, порядка 40%.
Интересное наблюдение: С одной стороны квалификация тех, кто имеет отношение к проектам растет (выросло качество управления проектами, экспертиза исполнителей, уровень понимания заказчиков), но и сложность внедряемых систем и запросы к ним при этом тоже возрастают. Поэтому за последние 10-15 лет статистика успешных проектов существенно не поменялась.
РЕЦЕПТ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА
1. Наличие ИТ-директора
Компании делятся на 2 типа – те, где есть роль ИТ-директора и где она не предусмотрена. По статистике наличие ИТ-директора на предприятии заказчика напрямую влияет на успешность проекта. Поэтому, если так случилось, что вы относитесь ко второй категории и при этом планируете автоматизировать бизнес-процессы, чтобы управлять компанией более эффективно, то ИТ-директора придется найти. Но не просто айтишника, который что-то настраивает в системе, а человека, который смотрит на ИТ-направление через ту пользу, которую оно приносит бизнесу.
2. Наличие бизнес-заказчика
Мне нравится метафора с экскаватором. Предположим, перед нами стоит задача – выкопать яму. Мы понимаем, что руками её копать долго, нам нужен экскаватор. Задача ИТ-проекта – сделать экскаватор, задача бизнес-проекта – выкопать яму. Бизнес-заказчик является тем, кто будет пользоваться результатами работы экскаватора. Если же бизнес-заказчика нет, то в рамках ИТ-проекта вы соорудите экскаватор, но яму он так и не начнет копать, а будет просто стоять на месте без дела.
На самом деле, отсутствие бизнес-заказчика – это довольно серьезная проблема. Если собственник инициирует проект, он должен понимать, кто заинтересован в результате проекта напрямую.
3. Правильная подготовка проекта
Добавлю ещё один фактор — правильная подготовка проекта, в котором прописан план победы. Каждый проект предполагает составление индивидуального плана под задачу, потому что работа строится в условиях конкретного бизнеса и с учетом его актуальных ресурсов.
Форд в свое время говорил: «Думать – это самая сложная работа, поэтому немногие ей занимаются». Подготовка проекта – это всегда про «подумать», собрать всю имеющуюся информацию, учесть все факторы, которые влияют на успех (и на неудачу тоже) и разработать реальный план победы.
НЕОБХОДИМЫЕ ШАГИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОЕКТУ
Определить цели проекта
Безусловно, все начинается с ответа на общий вопрос – «Зачем нам этот проект?».
Внедрение ИТ-системы не может быть самоцелью, это способ решения поставленных задач. Поэтому в самом начале мы определяем цели проекта и оцениваем, возможно ли их достичь с помощью ИТ-системы.
Определить функциональные требования
Следующим шагом будет определение функциональных требований, которыми должна обладать IT-система. Если продолжать пример про экскаватор, то мы начинаем специфицировать: какой вид экскаватора, гусеничный или колесный? Какой размер ковша?
Определить архитектуру ИТ-системы
— Какой базовый продукт мы возьмем за основу?
— Какие возможности мы ищем?
— Какое количество продуктов нам требуется?
— Как мы его или их встроим в общий IT-ландшафт?
— Где будет граница взаимодействия с другими системами?
Определить перечень организационных изменений
Итак, с целями проекта и его функциональным наполнением мы определились. Осталось понять, какие организационные изменения нам нужно реализовать, а также ответить на вопрос – «Готовы ли мы к ним?». Готовы ли мы, например, кого-то уволить или найти новых сотрудников, где-то поменять функции и так далее?
Разработать план проекта
Далее мы выходим на конкретный план проекта, который строится на основании тех ресурсов, которые имеются сейчас у клиента.
КАК НАЛИЧИЕ ОТРАСЛЕВОГО ОПЫТА У ИСПОЛНИТЕЛЯ ВЛИЯЕТ НА ПОДГОТОВКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА?
Отсутствие отраслевого опыта у исполнителя приводит к тому, что на проект приходится тратить существенно больше времени. Даже команде самых лучших аналитиков не заточенных под конкретную отрасль необходимо общение с функциональными и бизнес-заказчиками, чтобы выяснить те вещи, которые для отраслевого специалиста кажутся совершенно очевидными.
Когда приходит отраслевой аналитик, он уже понимает, какие могут возникнуть ситуации и какие можно найти пути решения. Это позволяет реализовывать проекты дешевле и быстрее, и снижает нагрузку на самого клиента.