Как быстро получить автоматизированный участок на молочном производстве?

Компания «Е4» поделилась с нами кейсом внедрения оперативного производственного учета на молочном предприятии «Можгасыр». Проект реализован всего за два месяца и дал ощутимые результаты уже на старте.
О ЗАКАЗЧИКЕ
ООО «Можгасыр» — одно из крупнейших молочных предприятий Удмуртии, входящее в число ведущих производителей сыров в России. Качество продукции высоко оценено как потребителями, так и специалистами на профессиональных конкурсах.
После реконструкции производственных цехов завод значительно расширил ассортимент: сегодня здесь производят более 10 видов йогуртов, кефир, сметану, творог, свыше 16 видов сыров и другие молочные продукты. В среднем предприятие выпускает 20 тонн готовой продукции в день — такие объемы требуют точного учета, оперативности и полной прозрачности процессов. Этого и удалось добиться благодаря автоматизации.
ПРЕДПОСЫЛКИ
На предприятии уже функционировала «1C:ERP», однако потребовалась дополнительная автоматизация производственных процессов из-за отсутствия в системе оперативного учета сырья и материалов.
На момент принятия решения вводить полный производственный контур было экономически нецелесообразно, поэтому учет осуществлялся посменно.
Со временем данный вариант перестал удовлетворять заказчика, поэтому было принято решение рассмотреть варианты новой системы и выбрать интегратора. При выборе системы заказчик обращал внимание на отраслевую специфику, а при выборе интегратора — на его компетенции.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Глобальная цель проекта — получить полную прослеживаемость и организовать учет актуальных остатков на всех производственных участках.
После определения цели проекта перед командой были поставлены конкретные задачи:
- Организовать оперативный партионный учет сырья, материалов, выпусков полуфабрикатов и готовой продукции в рамках каждой смены, что позволит получить прозрачную прослеживаемость.
- Организовать оперативный учет перемещения сырья, материалов, выпусков в рамках каждой смены, позволяющий сохранять актуальные остатки на каждом участке.
Так как у клиента еще не было опыта автоматизации производства, а результаты хотелось получить быстро и без сложностей, то совместно было принято решение начать с проекта-пилота по автоматизации приемно-аппаратного цеха.
Цель автоматизации приемно-аппаратного цеха — получить успешный результат и опыт для последующего масштабирования системы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
— Настроили показатели для входного контроля молочного сырья и определения сортности.
— Автоматизировали процесс фиксации фактического количества принятого молочного сырья в конкретный танк.Благодаря этому получили:
— Прослеживаемость по анализам для каждой партии принятого молочного сырья.
— Актуальные остатки в каждом танке приемно-аппаратного цеха.


Внедрили оперативную фиксацию операций по объединению партий сырья или полуфабрикатов.
Благодаря этому появилась возможность отследить, какое сырье входит в состав объединенной партии.
— Реализовали оперативную регистрацию лабораторных и качественных показателей полуфабрикатов.
— Возможность оперативно видеть остатки на каждом участке и в каждом танке цеха.
— Прослеживаемость по сырью, входящему в состав выпущенного полуфабриката

Учет мойки танков
Внедрили фиксацию показателей качества.
Появилась возможность сохранения и мониторинга процесса мойки танка в реальном времени.
Учет лабораторных анализов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
Автоматизировали оперативный учет показателей лабораторных анализов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Благодаря этому появилась возможность оперативно анализировать результаты и формировать отчеты по качеству.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА
Успех проекта стал возможен благодаря грамотной стратегии внедрения и фокусировке на ключевых задачах.
Во-первых, мы сконцентрировались на практическом результате, минимизировав косметические доработки. Поскольку система изначально была разработана с учетом всех производственных процессов клиента, нам не потребовалось тратить время на многочисленные мелкие корректировки.
Во-вторых, мы выбрали оптимальную модель внедрения: наши специалисты провели тестовый запуск непосредственно на площадке клиента. Данный формат позволил не только оперативно решать возникающие вопросы, но и сразу обучать персонал работе с системой.
В-третьих, мы приняли стратегическое решение не включать в первый этап проекта интеграцию со смежными системами. Учитывая, что этот процесс обычно занимает около трети всего времени реализации проекта, можно сказать, что такой подход помог существенно ускорить запуск основной функциональности.
Важнейшим фактором успеха стала активная вовлеченность функциональных заказчиков и линейных сотрудников. Их непосредственное участие в проекте и оперативная обратная связь способствовали точной настройке системы под реальные потребности бизнеса и обеспечили плавный переход на новое программное обеспечение.
Такой подход к управлению проектом позволил нам достичь поставленных целей в максимально сжатые сроки и без ущерба для качества решения.