ИТ-директор «КОМОС ГРУПП» о том, как управлять портфелем из 6 взаимосвязанных проектов
Материал подготовлен совместно с партнером комьюнити Digital4food, компанией Константа.
В 2023 году «КОМОС ИНФОРМ» и «Константа» завершили совместный проект по автоматизации торгово-логистических процессов сбытового подразделения «КОМОС ГРУПП». Внедрение системы «1С: Управление торговлей» стало ключевым звеном портфеля проектов, реализуемых в холдинге при поддержке РФРИТ.
Компания «Константа» подготовила для вас цикл статей о том:
- Как это – интегрировать систему в ИТ ландшафт, часть элементов которого еще не существует даже на уровне требований?
- С чем пришлось столкнуться при автоматизации 13 функциональных областей в рамках одного проекта?
- Как обеспечить целостную производительность системы на 4500 заказов в сутки и перспективой на рост еще до запуска?
- И не только…
В первой статье ИТ директор «КОМОС ГРУПП» Александр Пискарев поделился своим взглядом бизнес заказчика. Рассказал, как обеспечить единонаправленность движения проектных команд по внедрению 6 информационных систем в сжатые сроки.
5 «ВАЖНО», которые надо запомнить
1. Невероятно важна роль архитектора
Для управления таким большим портфелем проектов может понадобиться не просто архитектор, а служба архитекторов. То есть архитекторы каждого программного продукта и enterprise-архитектор, который видит развитие информационных систем в идеале на 5 лет вперед, ну или хотя бы года на 3. Потому что, внедряя что-то здесь и сейчас, мы понимаем, что нет ничего более постоянного, чем временное. Особенно это касается торгово-логистических систем, которые безумно быстро меняются.
У нас был постоянно действующий архитектурный совет, и мы тратили очень много времени не только на выработку решений и передоговаривания, но и на обязательное поддержание инфополя – как какие продукты развиваются. Изменения в одной информационной системе приводят к изменениям в следующей информационной системе и так далее каскадом они друг на друга влияют.
2. Важно инвестирование в изыскательные работы по историческому ИТ ландшафту
Когда система существует уже больше 10 лет, документация зачастую уже не ведется или вообще утеряна. А сохранились ли специалисты, которые эти изменения делали? Для кого делались эти изменения? В угоду какому бизнес-заказчику? Как с методологической точки зрения эти изменения были сделаны? Как функционирует бизнес-процесс? Зачастую владелец бизнес-процесса тоже компанию покинул. Чтобы во всем этом разобраться, нужно время, особые навыки, а также упорство и педантичность.
3. Важно правильно оценить способности бизнес-заказчиков
При выработке архитектурных решений надо всегда понимать способность бизнес-заказчиков переваривать изменения, готовность в них участвовать и отстаивать эти изменения в своем подразделении. Можно красиво говорить про современные технологии. Но если мы понимаем, что прямо здесь и сейчас бизнес к новым технологиям объективно не готов или не готова система НСИ, то может быть сразу космические корабли рисовать и не стоит, потому что завтра вам за это придется отвечать и сопровождать.
4. Компетенция по управлению проектом во многом состоит из компетенций по управлению ожиданиями, управлению отношениями между командами и заказчиками
Бывают случаи, когда в ходе проекта партнер говорит: «Конечно, мы это сделаем. Там договоримся, проект длинный». В итоге у команды заказчиков формируется иллюзия, что будет сделано все. Причем что такое ВСЕ в голове заказчика мы узнаем только тогда, когда этого не сделаем. Поэтому невероятно важна компетенция выравнивания ожиданий.
К сожалению или к счастью, у меня в опыте были и провальные ИТ проекты, поэтому функцию управления ожиданиями на больших сложных проектах я считаю одной из ключевых.
Как только вы слышите фразу «Потом договоримся», надо говорить: «Стоп. Не потом». Что вы хотите? Что войдет в проект? За какие деньги? За какие сроки? Всех призываю к этой истории относиться очень внимательно. Один шаг пропустишь – не критично, два – не страшно, но немножко неприятно. А на третьем мы поссоримся, будем разбираться и искать виноватых. И на самом деле это одна из компетенций компании Константа – четкое постоянное выравнивание ожиданий на каждом шаге.
5. Важна функция «адекватора» и валидатора запросов
Когда стоимость проекта большая, горизонт достаточно длинный, начинает рисоваться очень много ожиданий и надо четко понимать, что мы будем делать сейчас, что откладываем, что не будем делать.
Почему на нашем проекте это было очень важно? У нас по статистике среди разных функциональных систем холдинга торгово-логистическая система – самая изменяемая. За тоже время, когда в систему регучета приходит одна заявка, в систему торговли – 5-7 заявок. В итоге мы постоянно находимся в позиции догоняющих. Поэтому мы откладываем, чтобы успеть в сроки. Иначе проект расползется, и мы постоянно будем дописывать.
Александр Пискарев, ИТ директор «КОМОС ГРУПП»
В следующем материале вы сможете увидеть ту же картину, но совсем с другого ракурса. Александр Цыбизов – руководитель проекта со стороны ключевого подрядчика – компании Константа, расскажет, с чем пришлось столкнуться и как решали возникшие сложности.