Комьюнити и центр компетенций DIGITAL4FOOD. Говорим про ИТ, цифровизацию, автоматизацию и цифровую трансформацию вместе с представителями АПК&FMCG.
  • Главная
  • Статьи
  • ИТ-архитектура: в какой «секте» ИТ-директор «Карата»? Обсуждаем микросервисы и монолиты.

ИТ-архитектура: в какой «секте» ИТ-директор «Карата»? Обсуждаем микросервисы и монолиты.

Почему «одна система для всего» больше не работает?

В новом выпуске подкаста встретились два опытных практика:

Александр Попушой, ИТ-директор Московского завода плавленых сыров «Карат».
Андрей Шишкин, основатель Digital4food.

Они обсудили тему, которая волнует многих руководителей пищевых предприятий: стоит ли компании строить ИТ-систему на основе большого монолита или лучше идти по пути микросервисной архитектуры?


Что обсудили? 

Битва гигантов: монолит vs микросервис
На сегодняшний день гибкая архитектура — это стандарт в разработке программного обеспечения. Он необходим на уровне крупных компаний в принципе. Но и на уровне маленьких компаний позволяет гораздо дешевле, эффективнее и стабильнее решать задачи. Но все еще есть люди, которые «топят» за монолит. 

Изначально система завода «Карат» выстраивалась как «все в одном». Но сейчас компания дробит эту громоздкую конструкцию и постепенно переходит к микросервисам.

Монолит — это тормоз для бизнеса
На реальных примерах завода «Карат» Александр Попушой показал, что обновление цельной архитектуры может занять часы и парализовать на это время весь бизнес. ИТ-службы вынуждены «выключать станок» ради обновлений — в прямом смысле. Производство не может ждать, а процесс требует паузы. Получается, что такая система становится не помощником, а помехой.

Почему даже деньги не решат проблемы крупных систем?
Монолитные архитектуры настолько сложны, что на изменение одной функции тратятся месяцы и миллионы. Иногда впустую. Поддерживать подобную систему — это не только дорого, но и рискованно: чем дешевле обновление, тем выше вероятность сбоя в операционном процессе. Чтобы минимизировать риск, нужно существенно увеличить затраты. Но даже если вы готовы вложиться, вы не получите никаких гарантий того, что все пройдет быстро и правильно. 

Миф «все в одной системе» до сих пор жив
Компании все еще верят, что можно внедрить одну универсальную систему и закрыть сразу все потребности. Этот миф поддерживается маркетинговой политикой вендора. Например, «1C:ERP» позиционируется как универсальная программа, которая будет решать ВСЕ задачи. По факту же существуют отраслевые конфигурации даже внутри этой системы. Но и ответственность на бизнесе тоже есть — следует либо углубляться в ИТ-процессы самому, чтобы быть в теме, либо включать в топ-менеджмент компании опытных специалистов.

ИТ должны быть в каждой функциональной области бизнеса
ИТ все еще воспринимается как обслуживающее подразделение: «сделайте отчет», «исправьте баг», «настройте». Подобное мышление мешает бизнесу развиваться. В действительности ИТ-подразделение должно не просто выполнять задачи, а выстраивать стратегию, оценивать риски и говорить бизнесу, что необходимо делать в каждой области, будь то логистика, финансы или производство. 


Резюме: микросервисы — путь к гибкости и росту

Путь от монолита к микросервисам — небыстрый, но необходимый, особенно для крупных предприятий. Микросервисы дают управляемость, масштабируемость, возможность развивать нужные блоки без остановки всей системы. Это не просто архитектурное решение — это основа цифровой зрелости.

Немного мотивации напоследок от Александра Попушого и Андрея Шишкина:
«Если у вас есть результат — идите дальше, несмотря на чужое мнение».
«Если все куда-то бегут — не факт, что туда стоит бежать. Мыслите критически».

Присоединиться к Digital4food

Для ИТ компаний

Хотите стать партнером проекта Digital4food?

Оставляйте заявку
Для пищевых предприятий

Хотите получать полезную информацию?

Присоединяйтесь
Для пищевых предприятий

Хотите делиться экспертизой?

Оставляйте заявку