Комьюнити и центр компетенций по цифровизации пищевой отрасли
Обучение, консалтинг, аналитика

Технология проекта внедрения MDM-системы

Материал подготовлен совместно с партнером комьюнити Digital4food, компанией Константа.


Валерий Немцов, CTO компании «Константа», рассказал о том, как проходит процесс внедрения и разобрал, на какие шаги раскладывается задача.

Шаг 1. Формирование требований

Формирование требований – это основа основ. Оно поможет прийти к единому пониманию о том, что мы будем делать и как, понять границы и договориться с бизнесом, что попадает в проект.

Определить цель и критерий завершенности рассматриваемого этапа

Например, мы решили начинать с номенклатуры, или с клиентов. Цель – определить границы данных, которые мы централизуем (домены, справочники, сегменты).

Пример критерия завершенности: УТ и ERP подключены к MDM и получают централизованную информацию (Контрагентов и Номенклатуру готовой продукции) только из MDM. Остальным пользователям доступ на заведение данных в эти дочерние системы закрыт.

Определить домены данных для централизации

Домены данных – это крупные области данных, которые мы далее будем рассматривать. 

С точки зрения определения того, что мы будем включать, я бы вам рекомендовал смотреть на ближайший пул проектов (горизонт – год), и в работу брать именно те домены данных, которые будут касаться этих проектов. Делать эту задачу только для ИТ тяжеловато. Чтобы результаты проекта жили, обязательно должен быть спрос со стороны бизнеса и бизнес-потребитель. 

Сформировать перечень систем, подключаемых к MDM в рамках проекта

Здесь в первую очередь необходимо посмотреть на текущий ИТ ландшафт: 

  • определить точки входа НСИ, 
  • понять, какие системы сейчас каскадом подключены к каким-то первоначальным системам, в которые заводится информация,
  • понять, как мы будем выстраивать интеграционные потоки. Будет ли это все по модели звезды? Или у нас где-то будет звезда, а дальше от нее будут запускаться каскады.

Надо сначала понять, кто у нас сейчас является потребителем и в каких частях ИТ ландшафта, и уже исходя из этого определять перечень систем, который мы возьмем в MDM проект.

Сформировать модель данных

Глядя на домены данных, которые мы определили вторым пунктом, надо понять, какие справочники, регистры будут входить в модель данных, которую мы собираемся централизовывать. 

Когда мы говорим про номенклатуру или контрагентов, это не во всех ИС они могут быть реализованы как один справочник (например, в ИС может быть справочник клиентов и поставщиков). При этом с точки зрения здравого смысла надо забрать те данные, которые повторно использованы в других системах и их логично вести централизованно. А по тем, которые не подлежат централизации, договариваться, что их в рамках бизнес-процесса будут дополнять в системах-получателях. 

Таким образом мы сможем получить сбалансированную по качеству MDM систему. У нас туда будет введена та информация, которая является общеупотребимой, а лишний мусор не попадет. К тому же это будет та система, к которой можно относительно легко и недорого подключать другие ИС в рамках стратегии развития ИТ ландшафта.

Выделить источники данных для начального заполнения и обогащения

После того как мы определились, какие данные собираемся централизовывать, нам надо подумать, из каких систем мы можем взять данные для начального заполнения. 

Например, в системе «А» у нас максимально широкий перечень номенклатуры, но оттуда мы можем взять только 20 реквизитов из 50 нужных. Остальные 30 у нас есть в смежных системах «В», «C» и «D», из которых мы и будем их забирать. Осталось только продумать план миграции. 

Определить целевую схему процессов согласования данных

Почему это важно? Потому что это, по сути, лицо проекта, которое взаимодействует потом с бизнесом. 

У нас с вами есть две стороны:

  • Функциональные пользователи, у которых в принципе может формироваться потребность о том, чтобы была заведена какая-то карточка номенклатуры или новые точки доставки.
  • Команда экспертов по НСИ, которая заведует самим качеством данных. Им нужно иметь набор данных, чтобы по заявке от пользователя легко вводить их в систему и вычленять по ним дубли.

С точки зрения процесса взаимодействия с MDM это может быть вход через web-форму или интеграция с другой системой. Надо смотреть на конкретный кейс и выбирать наиболее удобную для пользователей схему. Ну и естественно там будут вопросы, связанные с оповещением бизнес пользователей о статусах заявок. Это очень важный аспект, потому что по нему потом будет также даваться оценка со стороны бизнеса – а как нам вообще с MDM системой живется?

Шаг 2. Разработка

Макет MDM

На этом шаге у нас должен появиться макет MDM системы, который соответствует тем требованиям, которые мы собрали на предыдущем шаге. Он будет явно включать и реквизитный состав, и определенные формы взаимодействия с пользователями.

Интеграции

Появление MDM системы в принципе увеличивает количество интеграционных потоков. Причем на текущий момент уже все привыкли, что интеграции – это нормально. Главное – уметь их хорошо готовить.

Механизмы ограничения доступа пользователей в базах-подписчиках

Даже если мы имеем хороший квалифицированный персонал из бизнеса, мы все равно имеем дело с человеческим фактором.

Например, мы оповещаем людей, что подключили системы «А» и «В» к MDM системе, и с сегодняшнего дня точки доставки вводить не надо. Все отлично ровно до того момента, пока люди от этом помнят.

Как только что-то потребовалось быстро получить или внести какую-то точку доставки, люди могут по старой памяти сделать это по старой схеме. Локально они свою проблему решат, а вот вы с точки зрение MDM проекта получите определенное приключение. Вам потом эти данные надо мигрировать в основную MDM систему, дальше понять, надо ли это объединять с какой-то другой карточкой, и если не надо, то раздать в другие системы, а если не надо, уже решать этот инцидент отдельно. Ограничение доступа пользователей в базах-подписчиках решает эту проблему.

Инструменты переноса данных

Один из шагов – это перенос данных из других систем. Из плана запуска нам становится понятно, из каких систем мы будем забирать первоначальные данные. Для этого могут быть использованы отдельные механизмы: разовые инструменты выгрузки и загрузки данных через различные форматы, либо интеграционные потоки, которые временно будут включены через корпоративную шину данных.

Инструменты нормализации

Как бы мы хорошо не думали про нашу текущую ИС, скорее всего, в ней есть какие-то отклонения по ведению НСИ. Номенклатуру продублировали, случайно во время запуска каких-то систем создался пул лишних точек доставки и т.д. 

К инструментам нормализации мы обычно относим инструменты проверки полноты заполнения реквизитного состава по централизуемым данным, механизмы их обогащения, а также инструменты анализа дублей.

Рекомендую всем подходить к вопросам нормализации со здравым смыслом, потому что в гонке за качеством можно потратить очень много денег, а основная задача здесь – получить хороший результат с относительно понятными затратами. 

Шаг 3. Подготовка к запуску

Здесь у нас получается, что уже в наличии есть готовая система, готовые данные к переносу и остается:

  • Обучение пользователей
  • Начальное заполнение данных
  • Обогащение/нормализация

Желательно Шаг 3 располагать максимально близко к Шагу 4. Хочется минимизировать то время, когда у нас данные в MDM попали и при этом параллельно еще что-то может завестись в старых системах. 

Шаг 4. Запуск

  • Подключение систем подписчиков
  • Ограничение прав на прямое редактирование ЦНСИ в подписчиках
  • Поддержка запуска и мониторинг

После того как произошел запуск (подключение технической части), надо убедиться, чтобы пользователи не испытывают сложностей с их текущими сейчас бизнес процессами. Например, вопросы могут быть и с точки зрения редактирования данных. Кто-то что-то пропустил и хочет поменять, и надо уже в MDM систему создавать заявку на изменения, или еще что-то.


Подведем итог

  1. На выходе из проекта надо иметь НСИ хорошего качества
  2. Думайте о людях (кто пользуется MDM с двух сторон – эксперты и обычные пользователи)

Оставить комментарий

Производишь готовую еду?
Пройди опрос и получи исследование отрасли.
Опрос

Стать партнёром

Для ИТ компаний

Хотите стать партнером проекта Digital4food?

Оставляйте заявку
Для пищевых предприятий

Хотите получать полезную информацию?

Присоединяйтесь
Для пищевых предприятий

Хотите делиться экспертизой?

Оставляйте заявку