Комьюнити и центр компетенций DIGITAL4FOOD. Говорим про ИТ, цифровизацию, автоматизацию и цифровую трансформацию вместе с представителями АПК&FMCG.

4 вида консалтинга: как выбрать правильный?

Андрей Шишкин

основатель проекта Digital4food

Основатель нашего комьюнити Андрей Шишкин поделился своим взглядом на консалтинг: какие его виды существуют, в чём их отличие и какой действительно приносит пользу.

«В целом, я достаточно скептически отношусь к консалтингу — слишком много встречается «пустого». Но при этом я понимаю, что не использовать чужие знания и опыт — как минимум глупо. Чтобы лучше ориентироваться в этом вопросе, я выработал для себя классификацию видов консалтинга. Делюсь с вами:

Информационный консалтинг

— самый распространённый вид. Это когда некий «специалист» познал мир и хочет поделиться с вами. Как правило, он действительно обладает определёнными знаниями, но они не достаточно широкие и глубокие, хотя он уверен, что их можно применить к любой задаче в его области. Чаще всего такие специалисты встречаются в продажах. Их услуги обычно недорогие (хотя бывает по-разному), но и пользы от них немного. 

Я называю это информационным консалтингом, потому что он даёт лишь информацию. Если она хоть как-то, пусть даже косвенно, применима к нашей ситуации, мы можем использовать ее при решении своей задачи.

Экспертный консалтинг

— это покупка опыта (экспертизы) конкретных специалистов, которые уже решали схожие задачи и добились положительного результата. Если удаётся найти действительно релевантного эксперта, то это самый продуктивный вид консалтинга. 

Главная сложность здесь — так «упаковать» взаимодействие сторон, чтобы оптимальным образом применить опыт эксперта в решении вашей задачи: как сформулировать задачу, организовать коммуникацию с экспертом, оформить результаты и т.п.

Технологический консалтинг

— это когда у консультанта нет экспертизы в решении вашей задачи, но есть технология организации работ, позволяющая найти решение, опираясь на вашу экспертизу и общедоступную информацию. Этот вид консалтинга может быть очень эффективным, если технология действительно отработана и доказала свою состоятельность в разных ситуациях. Однако здесь возникает сложность: представители информационного консалтинга нередко заявляют, что у них есть технология решения задачи, что затрудняет различение двух видов консалтинга. 

В своё время для меня примером технологического консалтинга была компания «Инталев» с их подходом «5 шагов к бюджетированию». Для специалистов с высокой внутренней экспертизой, но без опыта в бюджетировании, этот метод действительно работал.

Интеллектуальный консалтинг

— это когда перед компанией стоит задача, не имеющая типового решения, а на рынке нет доступных экспертов. В таком случае приходится концентрировать интеллектуальный ресурс: собирать способных специалистов и организовывать их работу для решения уникальной задачи. 

Интеллектуальный ресурс — один из самых дорогих, а если задача нестандартная, его требуется особенно много. Даже умным людям нужно гораздо больше времени, чтобы решить новую для них проблему, чем если бы они сталкивались с ней уже в пятый раз. Поэтому интеллектуальный консалтинг — самый дорогостоящий и, как правило, оправдан для лидеров отрасли и тех, кто претендует на лидерство.

На мой взгляд, для большинства компаний оптимальным является экспертный консалтинг. А если задача сложная и масштабная, его целесообразно «упаковывать» в технологический консалтинг.

Присоединиться к Digital4food

Для ИТ компаний

Хотите стать партнером проекта Digital4food?

Оставляйте заявку
Для пищевых предприятий

Хотите получать полезную информацию?

Присоединяйтесь
Для пищевых предприятий

Хотите делиться экспертизой?

Оставляйте заявку